Официальный веб-сайт учреждения образования
«Cредняя школа № 50» г. Гомеля

г. Гомель, ул. Осипова, 17
тел. 32-05-25

school50@jdroo.by

Поиск информации
Наши достижения

PreviousNext
Ваше мнение
Кто по вашему мнению в большей мере должен заниматься воспитанием ребенка в 6-ой день недели?
семья
школа
другое
Дальнейшее образование

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

ГОМЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ






Гомельский городской исполнительный комитет








2017 -

ГОД НАУКИ



Президент Беларуси А.Г.Лукашенко 23 декабря 2016 г. подписал указ №481 «Об объявлении 2017 года Годом науки»














"На разных языках из века в век дорогу к знанью ищет человек ..."

«Воспитание ненасилием в семье»

Цели:

1) актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми;

2) убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания;

3) договориться о путях, средствах и приемах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.

Участники: родители учащихся, педагог социальный, педагог-организатор и педагог-пси­холог.

Подготовка.

I. Беседа классного руководителя с детьми «Кто для нас
наши родители?»

II.      Анкетирование учащихся с целью выявления уровня
гуманности взаимоотношений родителей с детьми (проводят психолог, классный руководитель).

Процедура анкетирования учащихся может быть следую­щей:

а)       каждому школьнику вручается бланк анкеты:

Начало предложения

окончания предложения

Мама со мной ласкова...

часто

иногда

редко

никогда

Папа со мной ласков...

часто

иногда

редко

никогда

Мама на меня кричит...

часто

иногда

редко

никогда

Папа на меня кричит...

часто

иногда

редко

никогда

Мама может меня шлепнуть, ударить...

часто

иногда

редко

никогда

Папа может меня шлепнуть, ударить...

часто

иногда

редко

никогда

б)      педагог, который проводит анкетирование в классе, разъясняет школьникам инструкцию: «В конце каждого незаконченного предложения даны четыре слова, которыми эти предложения могут заканчиваться. Из этих слов выбери только одно слово, которое соответствует твоему мнению, и подчеркни это слово. Для окончания каждого нового пред­ложения нужно каждый раз заново выбирать одно слово из четырех предложенных»;

в) школьникам вслух зачитываются предложения из ан­кеты, а они выбирают свои варианты продолжения этих предложений и отмечают на бланках свой выбор.

III. Анкетирование родителей для определения их пред­ставлений о допустимости насилия во взаимоотношениях с детьми (проводят психолог и классный руководитель).

Анкета для родителей № 1

Считаете ли вы, что можно:

1)делать замечание чужому ребенку?

2)делать замечание своему ребенку?

3)кричать на чужого ребенка?

4)кричать на своего ребенка?

5)ударить чужого ребенка?

6)Ударить своего ребенка?
Варианты ответов:

а)       да;

б)       затрудняюсь ответить;

в)       нет.

Анкета для родителей № 2

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

1.Ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна.

2.Меня в детстве тоже порой поколачивали, но это мне не повредило.

3.Ребенка можно ударить только тогда, когда уже нет других способов воздействия.

4.Порой так рассердишься-разъяришься, что нет сил вытерпеть детскую наглость, и рука сама однимается.

5.Чтобы наставить дитя «на путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно.

6.Как бы я ни был(а) рассержен(а) и возбужден(а), я всегда могу удержаться, чтобы не ударить ребенка.

Бить ребенка, конечно, нельзя. Но высказать без оглядки все, что о нем думаешь, можно.

За что и почему родители оскорбляют и бьют детей?

—Каковы последствия физического и психического насилия над детьми?

—Как обойтись без унижающих наказаний?

—Если наказывать, то как?

Совместная деятельность участников игры при обсужде­нии каждого вопроса осуществляется в соответствии со сле­дующим алгоритмом:

а)       проблемная постановка вопроса;

б)      выявление мнений в группах;

в)       презентация групповых мнений (выступления от групп);

г)       комментарий экспертов, в котором используются результаты предварительного анкетирования детей и родителей, обобщаются и (при необходимости) корректируются коллективные и индивидуальные суждения участников собрания, предлагаются рекомендации специалистов.

Результаты игры протоколируются «секретарями групп» или записываются на аудио- или видеопленку.

V. Обсуждается и принимается решение в форме рекомендаций родителям.

Памятка родителям

Ребенок — Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви доста­ется нашим самым любимым людям.

Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от фи­зического насилия и психического давления со стороны взрос­лого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, кри­ку, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в ус­ловиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого чело­века. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораз­до больше способствует гармоничному росту и всесторонне­му развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком.

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раз­дражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ниче­му его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

Наказывая своего ребенка физически, родители наивно пола­гают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

—страх;

—возмущение, протест;

—обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации;

—разрушение «нравственных тормозов»;

—стремление к обману, изворотливость;

—потерю способности к здравому рассуждению;

—ребенок перестает видеть границу между добром и злом,
между «можно» и «нельзя»;

—агрессивное поведение;

—снижение самооценки;

—      ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает за­держку их психического и социального развития. Важно не допус­тить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ре­бенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хоро­шие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сде­лать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно приме­нить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следу­ющие рекомендации:

1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услы­шать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.

2.Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

3.Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.

4.Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

5.Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может "быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.

6.Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.

7.Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

8.Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

9.Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?

Желаем успехов в трудном деле воспитания детей! Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!


 

Министерство

образования республики БеларусьaduДетский

правовой сайтАкадемия

последипломного образованияГомельский городской

исполнительный комитетГомельский

областной институт развития образования