Официальный веб-сайт учреждения образования
«Cредняя школа № 50» г. Гомеля

г. Гомель, ул. Осипова, 17
тел. 32-05-25

school50@jdroo.by

Поиск информации
Наши достижения

PreviousNext
Ваше мнение
Кто по вашему мнению в большей мере должен заниматься воспитанием ребенка в 6-ой день недели?
семья
школа
другое
Дальнейшее образование

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

ГОМЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ







Гомельский городской исполнительный комитет










2018 ГОД



Президент Беларуси А.Г.Лукашенко сообщил, что 2018 год в Беларуси решено объявить Годом малой родины. Глава государства пояснил, что на принятие такого важного решения подвигли размышления о важности малой родины в судьбе каждого человека.
Читать полностью:  https://news.tut.by/economics/580474.html

Читать полностью:  https://news.tut.by/economics/580474.html















"На разных языках из века в век дорогу к знанью ищет человек ..."


Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 50 г.Гомеля»









ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В 7 КЛАССЕ »







Дубровская Алевтина Викторовна,

учитель биологии

8 (029) 614-16-87;

e-mail: sosh50@gmail.сom






1. Информационный блок

1.1. Название темы опыта

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках биологии в  7 классе.

1.2. Актуальность опыта

Сегодняшнее общество - это общество информационное. Постоянное развитие предъявляет все новые и новые требования к современной личности. Перед учителем поставлена задача воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.

Однако в последнее время уровень развития познавательной и поисковой деятельности учащихся недостаточен для осмысленного усвоения учебных программ: учащиеся не могут размышлять о новой информации и интегрировать ее с предыдущими знаниями и представлениями, они не хотят и не умеют  участвовать в содержательных беседах, излагать свои идеи собственными словами и осваивать новый словарь. Традиционная система обучения ориентирована на среднего ученика, где формальные вопросы лишают учащихся возможности разговаривать, а значит, возможности развивать способность выражать собственные мысли - все это не способствует формированию мотива успешного учения, стремления к получению качественных знаний, развитию личности.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен  в  образовательном процессе. Уже нельзя однажды научиться, чтобы потом всю жизнь быть квалифицированным специалистом. Непрерывное образование превращается в жизненную необходимость. В настоящее время необходимо научить ребят быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, уметь осмыслить и применить полученную информацию. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.

Из выше сказанного следует, что актуальность проблемы развития критического мышления неоспорима. Это и определило выбор моей темы.

1.3. Цели опыта

Создание условий для формирования критического стиля мышления в процессе обучения биологии посредством различных видов деятельности учащихся, повышение мотивации учащихся к обучению.

1.4. Задачи опыта

  1. Изучить возможности технологии развития критического мышления, её методов и приёмов для повышения эффективности уроков биологии.
    1. Помочь учащимся освоить такие приемы познавательной деятельности, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно.
    2. Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
    3. Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки.

1.5. Длительность работы над опытом

Работа над опытом проводится с 2009 года по настоящее время и включает следующие этапы:

1) выявление проблемы, формулировка целей и задач деятельности, изучение  литературы по данной теме;

2) нахождение наиболее эффективных приемов технологии развития критического мышления;

3) разработка и систематизация материала;

4) коррекция материала согласно современным требованиям.

2. Описание технологии опыта

2.1. Основная идея опыта

Систематическое и целенаправленное использование приемов технологии развития критического мышления активизирует познавательную деятельность учащихся , развивает творческую активность.

2. 2. Описание сути опыта

Н.И.Пирогов в своей статье «Вопросы жизни» говорил о развитии мышления человека. Именно этот вопрос является в настоящее время одним из главных в образовании. Поэтому я в своей деятельности использую подход- развитие критического мышления на уроках биологии. При таком подходе личность учащегося преобразуется. Он начинает осмысливать и анализировать информационное поле, а значит, способствует легкому вхождению в социум. В своей педагогической практике я столкнулась с проблемами:

  • снижается активность учащихся;
  • учащиеся не умеют анализировать, оценивать информацию;
  • большинство механически запоминают информацию.

Из перечисленных проблем могут возникнуть последствия: скудность интеллекта, скованность мышления. Как не допустить этого? Я постоянно нахожу приемы, которые помогают мне заинтересовать учащихся , а для этого просто нужно любить свое дело.

Научить осмысливать и передавать информацию - вот главная задача учителя, но это требует кропотливой работы, постоянного поиска.

Схожие проблемы решают многие учителя и добиваются положительных результатов. Такими являются Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Я ознакомилась с трудами этих авторов и решила использовать на своих уроках новые приемы, чтобы иным образом организовать учебную деятельность учащихся.

Технология критического мышления открыта и отвечает интересам школьников, поскольку для нее характерно не определение последовательности действий при движении от заданной цели к гарантированному результату, а обеспечение условий для формулирования самими учениками спектра разнообразных целей обучения и достижения как заранее определенных, так и непрогнозируемых результатов [2,с.15].

Существует широкий набор методических приемов ведения урока. Но при их использовании надо помнить о том, что главным является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов.

Стадии процесса критического мышления должны быть систематизированы, чтобы учащиеся смогли понять и последовательно применять каждую данную процедуру.

Первая стадия называется вызов. В процессе данной стадии :

1) учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем;

2) важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

3) чередование индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.

Моя роль  на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

На данной стадии я использую следующие приемы, которые помогают мне реализовывать цели вызова.

Прием «Ключевые слова». Учитель определяет несколько ключевых слов, тесно связанных с материалом урока. На доске записано несколько слов. Используя эти слова, учащиеся составляют предложение или небольшой текст.

Например: гриб, водоросль , лишайник, симбиоз, автогетеротрофный организм.

Лишайник-это автогетеротрофный организм, симбиоз гриба и водоросли.

Прием «Буквенный диктант». Учитель не называет тему урока, а ученики в процессе выполнения предложенных заданий сами ее определяют. Учащиеся отвечают на вопросы про себя , а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных букв учащиеся составляют слово.

Например: Тема урока: ЦВЕТОК

1. Наиболее крупная систематическая единица, объединяющая все растения ( Царство).

2. Органы растений, обеспечивающие питание, рост и бесполое размножение растений ( Вегетативные ).

3. Хвойное растение с пирамидальной кроной, широко распространенное в Беларуси ( Ель).

4. Группа клеток, схожих по строению, происхождению называется..( Ткань).

5. Часть листа , с помощью которой он прикрепляется к стеблю (Основание).

6. Орган растений, обеспечивающий минеральное питание ( Корень).

Прием «Задание со сменой установки». Данный прием развивает зрительную память, быстроту реакции и внимания. Учитель предлагает выполнить тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Одновременно происходит проверка качества усвоения программного материала . Суть приема в следующем: на доске пишутся термины, учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а учащиеся должны постараться ответить на вопросы учителя.

Например: вакуоль, хлоропласт , ядро , оболочка.

1. В клетки мякоти арбуза самое большое пространство занимает органоид, записанный четвертым? ( нет, первым)

2. Второй органоид может менять цвет? (да).

3. Все органоиды – существительные женского рода? ( нет, два).

4. Первый органоид является носителем наследственной информации ? ( нет, третий)[1, с.21].

Стадия осмысления. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения учителем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации.

В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала [3, с.10].

Прием «Восстанови текст». Учащимся предлагается учебный текст, в котором имеются пропуски. Учитель предлагает восстановить текст, затем сверить в паре или группе и сравнить с образцом.

Например: Шляпочные грибы- это грибы, у которых …… разделено на … и …. Их … живет в почве, древесине, лесной подстилке. Размножается гриб при помощи ….

Прием «Таблица верных и неверных утверждений» позволяет организовать работу по изучению учебного текста. Учащимся предлагается несколько утверждений по незнакомой теме. Среди них есть верные и неверные. Напротив каждого утверждения  учащийся ставит значок: +, -, ?

Например: «Классификация цветковых растений»

Утверждения

+

-

?

Сходные классы объединяют в семейство




Вид Крапива двудомная относится к роду Крапива




Бинарная номенклатура была введена в науку К.Линнеем




Отдел Покрытосеменные разделяется на два класса : Однодольные и Двудольные




Нельзя определить, к какому классу относится растение, используя только один признак




Далее используя учебный текст, они находят подтверждение или опровержение утверждений.

Прием «Маркировочная таблица» ( приложение 1).

Знаю

Новое для меня

Удивило

Возникли вопросы






С помощью приема «Толстый и тонкий» развиваются навыки активного восприятия информации и умение задавать вопросы. «Толстый» вопрос предполагает развернутый ответ, а «тонкий» вопрос подразумевает однозначный  краткий  фактический ответ.

Например: «Голосеменные. Общая характеристика»

Текст

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Голосеменные-это многолетние древесные семенные растения. У них есть корень и побег. Хорошо развиты ткани: образовательная, паренхима, проводящая, покровная. Стебель голосеменных способен расти в толщину, так как имеет камбий, Листья большинства хвойных видоизменены в иглы- хвоинки, покрытые слоем воска и имеющие одну жилку. У многих видов коре, древесине и хвое имеются смоляные ходы. Цветков и плодов у голосеменных нет. Семена у хвойных развиваются в шишках.

Семена хвойных развиваются в шишках?

Верно ли,  что голосеменные имеют смоляные ходы?

Согласны ли вы  , что стебель голосеменных растет в толщину за счет камбия?

Почему голосеменные так называются?

В чем их отличие от споровых растений?

Каковы особенности строения хвоинок в связи с уменьшением испарения воды?

Прием «Автобусная остановка» можно использовать, когда учащиеся стесняются задавать учителю или одноклассникам вопросы, возникающие в процессе урока. В начале урока ученики берут листок бумаги и в процессе урока записывают возникшие вопросы, а затем приклеивают на доске. Учитель периодически подходит к вопросам и отвечает на них. Если в процессе урока учащийся получил ответ на свой вопрос, то он снимает свой листок. Этот прием создает на уроке располагающую обстановку и побуждает задавать вопросы. А если ученик задает вопросы, значит происходит мыслительная деятельность.

На данной стадии учащиеся:

1) осуществляют контакт с новой информацией;

2) пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

3) акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

5) стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте [4,с.24].

На стадии рефлексии учащиеся систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы ученики, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст.

Прием «Синквейн»- это стихотворение, которое требует изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу.

Например: « Лист. Внешнее строение листа»

1. Лист

2. Простой, сложный

3. Поглощает, выделяет, испаряет.

4. Создает органические вещества

5. Фотосинтез

Для активного повторения можно использовать прием «Письмо по кругу». Он помогает определить направления для дальнейшего изучения материала и выстроить свою работу. Для этого в группы даются листы, и на каждом написан свой вопрос ( Что нового узнали? Что для вас было самым интересным? Что было самым главным? Что было непонятно? Что бы вы хотели еще узнать?).

Так же я использую прием «Кластер», «Задание со сменой установки», «Опрос-итог», «Перепутанные логические цепочки» ( приложение 2).

Заключение

Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших результатов, необходимо сделать обучение желанным процессом.

В настоящее время моя работа по развитию критического мышления у учащихся продолжается, так как я увидела результат своей работы, который позволил :

- развить мыслительную возможность учащихся, появилась гибкость в мышлении;

- совершенствовать способность самостоятельно строить понятия и оперировать ими;

- понимать и принимать точку зрения другого человека;

- повысить мотивацию учащихся к образовательному процессу;

- раскрыть творческий потенциал учащихся.

За время работы по данной технологии активизировалось и исследовательская деятельность учащихся по предмету.

Результаты участия в творческих и исследовательских конкурсах, конференциях за период 2009-2013 гг.

Название конкурса

Результат

1

«Молодежь и

экологические проблемы современности», областной этап

Диплом 3 степени,  2009

2

«Молодежь и

экологические проблемы современности», областной этап

Диплом 2 степени, 2010

3

Республиканский конкурс «Заповедное дело», областной этап

Диплом 3 степени, 2011

4

«Энергомарафон», городской этап

Диплом 2 степени, 2012

5

Республиканский проект «Зеленая школа»

Диплом 3 степени, 2013

6

Республиканский конкурс « Сцяжынкамi Бацькаушчыны»

Дипломы 1, 2, 3 степени, 2013

7

Межрегиональный слет «Берега Дружбы-2013»

Диплом 2 степени, 2013


Важное  значение для меня играет и собственное удовлетворение от урока. Использование приемов развития критического мышления , сотрудничество на уроке позволяют всех учащихся включить в образовательный процесс, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальное и коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в

общее дело. Не давайте готовых истин. Пусть обучаемые доходят до всего сами.













Литература

1. Галева, Н.Л. Современный кабинет биологии .-Москва: «Знание», 2005

2. Загашев,И.О.Учим детей мыслить критически/С.И.Заир-Бек СПб: Альянс.- «Дельта», «Речь», 2003

3. Заир-Бек, С.И. Технология РКМЧП: базовые принципы/Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования XXI века.- Новгород, 2001

4.Заир-Бек,С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- Москва: Просвещение, 2004

5.Запрудский, Н.И. Общее представление о школьных технологиях /Н.И.Запрудский //Современные школьные технологии -2/Н.И.Запрудский – Минск, 2010



















Приложение 1

Тема урока : Лишайники- симбиотические организмы

Цель урока: формирование системы знаний о лишайниках как особой группе симбиотических организмов.

Задачи урока:

- способствовать формированию у учащихся знаний об особенностях лишайников как симбиотических организмов;

- раскрыть роль лишайников в природе;

- содействовать формированию умений анализировать, сравнивать, развивать память;

- способствовать формированию умения сотрудничать, выполнять работу в группе и самостоятельно находить информацию.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Стадия вызова

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Предлагает составить рассказ, используя следующие слова: гриб, водоросль, лишайник, таллом, симбиоз, автогетеротрофный организм).

Заслушивает рассказы нескольких учеников.

Учащиеся составляют рассказ.

Выборочно озвучивают свой рассказ.

2. Предлагает выполнить тестовое задание в виде выбора верных утверждений:

Лишайники – это единые организмы, состоящие из гриба и водоросли, связанные симбиозом.

Тело лишайника представлено слоевищем или талломом.

Клетки водорослей в теле лишайника играют роль зеленых растений – в них происходит фотосинтез и накопление органических веществ.

Различают лишайники: накипные, кустистые, листоватые.

Лишайники – индикаторы чистоты воздуха.

В результате деятельности лишайников подготавливается почва для поселения растений.

Некоторые лишайники используют как сырье для химической промышленности.


Выполняют тестовое задание.

Проверяет выполнение тестового задания: утверждения разбираются вслух, если учащиеся согласны – поднимают руки.


Предлагает учащимся задать вопросы, возникшие при выполнении тестового задания, и записывает их на доске.

Задают вопросы, возникшие при выполнении тестового задания.


III. Стадия осмысления.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Предлагает прочитать текст учебника, делая пометки карандашом:

V – уже знаю

+ – новое для меня

– – думал иначе, а меня убедил материал учебника

? – не понял

Читают текст учебника, делая пометки карандашом.

2. Закончив работу с текстом, предлагает заполнить таблицу:


Заполняют таблицу

۷

+

?

-

Симбиоз - взаимополезное сожительство.

Растут на песке, почве, скалах, стволах деревьев

Л = гриб+водоросль

Слоевище или таллом – тело лишайника

Слоевища:

1)накипные

2)листоватые

3)кустистые.

Верхние и нижние корковые слои, между ними – водоросли.

Автогетеротрофы

Размножение: в основном – вегетативно

половой способ.


Есть ли наука, изучающая лишайники?

Какой лишайник более распространен в наших лесах?

Почему лишайники растут в умеренных и холодных областях?




3. Проводит фронтальную беседу:

– какая графа заполнена больше (меньше)?

– кто озвучит графу “уже знал”?

– что нового узнали?

– кто о чем думал иначе?

Отвечают на вопросы







IV. Рефлексия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает исправить ошибки в рассказе, который учащиеся составили в начале урока.

Заслушивает рассказы учащихся.

Исправляют ошибки.

Зачитывают исправленные рассказы

Формулирует домашнее задание:

Составить синквейн на тему

“Отдел Лишайники”

Например:

Лишайники

Дружные,  живучие,  выносливые

Разрастаются, лечат

В огне не горят, в воде не тонут, поселяются  повсюду.

Пионеры

Записывают домашнее задание















Приложение 2

Задание со сменой установки

по теме «Общая характеристика Покрытосеменных растений»

Учащимся предлагается внимательно посмотреть на перечень слов и запомнить их расположение( 1-2 мин). Перечень закрывается. После этого предлагается ответить на вопросы  и записать  номер того понятия, о котором будет идти речь.

1. Цветковые растения

2. Цветок

3. Плод

4. Семя

5. Спорофит

6. Архегоний

7. Двойное оплодотворение

Предлагаемые характеристики:

1.Эти женские половые органы растений отсутствуют у цветковых растений (6)

2.Внутри плода развиваются …(4)

3. У цветковых растений появляется особый тип оплодотворения (7).

4. Плод развивается из органа полового размножения, появляющегося у покрытосеменных (2).

5. В предложенном списке следовал за спорофитом (6).

Составление кластера по теме «Фотосинтез»

Углекислый газ

свет ФОТОСИНТЕЗ    вода

лист  хлорофилл органические вещества

«Перепутанные логические цепочки»

Установите последовательность, отражающую систематическое положение растения  – Тюльпана красный, начиная с наименьшего таксона.

Класс Однодольные   Тюльпан красный   Отдел Покрытосеменные  Семейство Лилейные    Род Тюльпан

Приложение 3

Технологическая карта урока по технологии  РКМ

Стадии (фазы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

I. Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её  изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

  • Составление списка “известной информации”.
  • Рассказ-предположение по ключевым словам.
  • Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.
  • Верные и неверные утверждения.
  • Перепутанные логические цепочки.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах

II. Осмысление содержания

Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения: маркировка:

“V” - известная информация

“-” противоречит моим первоначальным представлениям;

“?” - непонятная информация;

“+” – новая информация

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально , в парах , в группах.

III.

Рефлексия

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям  -предположениям внести изменения, дополнения, дать творческие задания

Учащиеся соотносят новую информацию

со старой,

используя знания, полученные на стадии осмысления

  • Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.
  • Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
  • Ответы на поставленные вопросы.
  • Написание творческих работ
  • Перепутанные логические цепочки.
  • ·Исследования по отдельным вопросам темы.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах, в группах.













 

Министерство

образования республики БеларусьaduДетский

правовой сайтАкадемия

последипломного образованияГомельский городской

исполнительный комитетГомельский

областной институт развития образования