Официальный веб-сайт учреждения образования
«Cредняя школа № 50» г. Гомеля

г. Гомель, ул. Осипова, 17
тел. 32-05-25

school50@jdroo.by

Поиск информации
Наши достижения

PreviousNext
Ваше мнение
Кто по вашему мнению в большей мере должен заниматься воспитанием ребенка в 6-ой день недели?
семья
школа
другое
Дальнейшее образование

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

ГОМЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ







Гомельский городской исполнительный комитет










2018 ГОД



Президент Беларуси А.Г.Лукашенко сообщил, что 2018 год в Беларуси решено объявить Годом малой родины. Глава государства пояснил, что на принятие такого важного решения подвигли размышления о важности малой родины в судьбе каждого человека.
Читать полностью:  https://news.tut.by/economics/580474.html

Читать полностью:  https://news.tut.by/economics/580474.html















"На разных языках из века в век дорогу к знанью ищет человек ..."

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ

Как вести себя во время сдачи экзаменов

Поведение в момент экзамена

  • Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.
  • Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что у тебя все получится. Сосредоточься на словах: «Я спокоен, я совершенно спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.
  • Выполни дыхательное упражнение для снятия напряжения: - сядь удобно; - глубокий вздох через нос (4-6 секунд); - задержка дыхания (2-3 секунды).
  • Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов.
  • Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существует только экзамен. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна привести к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
  • Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  • Следуй правилам: «Будь внимателен!», «Соблюдай правила поведения на экзамене!», «Сосредоточься!», «Не бойся!», «Начни с легкого!», «Читай задание до конца!», «Проверяй!», «Не огорчайся!».

Поведение во время ответа

  • Если экзаменатор -  человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.
  • Если экзаменатор – человек спокойный, уравновешенный, ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.
  • Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

ПОМНИТЕ! Каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а, потерпев неудачу – вдохнуть полной грудью и идти дальше.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Как помочь подготовиться к экзаменам

Что нужно сейчас вашему ребенку?

  • Поддержка, знание, что он любим несмотря ни на какие обстоятельства.
  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  • Ощущение надежного тыла.
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на его результатах. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
  • Уверенность в своих силах и наличие запасных вариантов в случае неуспеха. Подбадривайте своих детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Право на самостоятельность и условия для развития самостоятельности.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните, что он обязательно должен чередовать занятия и отдых.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних ему не мешал.
  • Обратите внимание на питание ребенка; во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  • Если ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, помогите ему справиться с этим. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает пресловутое «не повезло».

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ

Как подготовиться к сдаче экзамена

Подготовка к экзамену

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради и т.д.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  • Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты – «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены.
  • Начни с самого трудного – с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету.
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ

Как подготовиться к сдаче экзамена

Накануне экзамена

  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  • На сдачу экзамена ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до его начала.
  • И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен».

Какую одежду лучше надеть на экзамен?

Подумай, как ты оденешься на экзамен. Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций  у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры.

Ничего лишнего! А вот после экзамена – все, что хотите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психология экзамена

 

БОРЬБА С СОБОЙ

Экзамен - это бой. И в этом бою у вас два противника: первый и самый опасный - это вы сами, второй - экзаменатор. Рассмотрим их по порядку значимости. Чтобы справится с собой при отсутствии опыта в этом деле, нужно очень много усилий. Одного количества усилий мало - они должны быть правильно направлены и распределены. Как это сделать? Главное в деле достижения успеха на экзамене - это правильный настрой. Ваше плохое настроение, ваша неуверенность, ваш страх не только соответствующим образом повлияют на качество ваших ответов, но и обязательно будут замечены экзаменатором, который не преминет добить вас.

 

Корнем всех этих страхов является не что иное, как мелочные и суетные надежды: надежда на помощь сокурсников, надежда на снисходительность преподавателя,

надежда на бомбы и шпаргалки, надежда на подсказки и т.п. Чтобы избавиться от всякого страха, прежде всего, следует освободиться от каких бы то ни было надежд. Следует осознать, что надеяться вам абсолютно не на что, никто и ничто вам не поможет, что никаких мало-мальски значимых знаний у вас нет и уже невозможно как-либо восполнить этот громадный пробел. Конечно, бывали случаи, когда люди в одну ночь (как правило, под действием какого-нибудь допинга) выучивали целую науку (например, историю первобытного общества). Однако такие подвиги под силу далеко не всем и весьма опасны для здоровья подвижника.Существует множество технических способов восполнить пробел в знаниях шпаргалки, бомбы и т.п. Однако мне еще ни разу не приходилось видеть, чтобы они действительно сами по себе существенно помогали. Напротив, пользовавшиеся ими люди становились чрезвычайно нервными и неуверенными в себе. Нервность их проистекала из постоянной боязни уличения, а неуверенность - от стремления, во что бы то ни стало предельно точно соответствовать написанному в шпаргалках. Это совершенно не значит, что шпаргалками или иными подсказками, если уж они есть, стоит пренебрегать. Нет, ими надо пользоваться, но на них не стоит рассчитывать. Экзаменационная ситуация настолько изменчива, стихийна, непредсказуема, что, по сути, напоминает саму жизнь. Поэтому безоглядно полагаться на что-либо, строить расчеты, питать надежды и т.п. нельзя. Четко осознав последнее обстоятельство, вы избавляетесь от оставшихся надежд и попадаете в особое состояние духа.

 

Закрепление этого состояния возможно различными способами, индивидуальными для каждого. Когда вы уже ни на что не рассчитываете, вами овладевает настоящее

спокойствие, и вы становитесь наиболее боеспособны, открыты любым тактическим и стратегическим возможностям. Обретая это состояние, вы становитесь на совершенно чистый путь к победе, на котором нет никаких посторонних предметов, затрудняющих ваше движение. Остаетесь только вы, ваше спокойствие и ваша полная свобода от всяческих надежд и связанных с ними страхов. Единственным препятствием между вами и вашим успехом остается теперь только преподаватель - слабый человек, которого вполне можно побороть. Для этого существует особое искусство, состоящее в немногочисленной системе правил.

 

БОРЬБА С ЭКЗАМЕАТОРОМ

Экзаменатор - это, с одной стороны, собеседник, который по тем или иным причинам занимает позицию вопрошающего и ждущего от вас совершенно определенных ответов на поставленные вопросы, а, с другой - человек с человеческим вниманием, человеческой не наблюдательностью, человеческой эрудицией, человеческим

темпераментом, человеческим самолюбием и прочими чисто человеческими “точками давления”.

 

Борьба с экзаменатором не есть преследование цели его уничтожения (морального или физического). Эта борьба направлена на смещение экзаменатора с занятой им формальной позиции в беседе и убеждении его в вашей высокой состоятельности в качестве собеседника на профессиональные темы. В случае достижения этой цели, даже если экзаменатор будет продолжать сомневаться в вашей подготовленности, он не сможет поставить вам низкую оценку.

 

Достижение поставленной цели возможно благодаря вашим собственным навыкам человеческого общения. Однако для экзамена существует ряд специальных правил, которых обязательно следует придерживаться.

 

Правило первое: НЕ МОЛЧАТЬ. Что бы вам ни сказали, о чем бы вас ни спросили, вашей немедленной реакцией должна быть какая-то речь. Вы не должны оставлять места для пауз и говорить, во что бы то ни стало. Молчание, даже если оно глубокомысленное, многозначительно или символично, всегда расценивается экзаменатором как признак незнания и используется против вас. Напротив, говорение, каким бы пустым оно ни было, всегда беде свидетельствовать если не о специальных знаниях, то об общей культуре. А это в большинстве случаев цениться, и может повилять на оценку.

 

Правило второе: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ. Чем быстрее вы говорите, тем труднее экзаменатору понять вас. Кроме того, быстрота косвенно свидетельствует об уверенности ответа. Если экзаменатор одергивает вас, требуя говорить медленнее, вы можете сказать, что это ваша естественная речь и что медленнее вам будет говорить трудно и непривычно.

 

Правило третье: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО НЕПОНЯТНЕЕ. Употребление сложных, многоосновных и иностранных слов не только запутывает мысль, но и пугает

экзаменатора, который далеко не всегда понимает значение таких слов, как, например, аберрация или тактильность, но никогда в этом не признается. Кроме того, употребление таких слов придает вашей речи небывалую солидность и многозначительность.

 

Правило четвертое: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ. Многозначительность касается как тона вашей речи, так и ее реального смысла. Многозначительность тона располагает слушателя к совместному постижению неких загадок, к беседе на равных о таких проблемах, которые, в принципе, одинаково недоступны как школьнику, так и академику и в незнании которых никому не стыдно признаться.

 

Многозначительность смысла является важнейшим условием для успеха любого ответа, поскольку позволяет вывернуться из любой критической ситуации. К таковым следует в первую очередь отнести разоблачение вашего ответа как неправильного. Многосмысленность вашего ответа позволяет всегда вывернуть его наизнанку. В случае разоблачения вы всегда можете уточнить, что именно имеет в виду экзаменатор (чтобы он выразил одну и ту же мысль двумя способами), а затем объявить, что именно это вы и имели в виду, когда отвечали. Пpи этом вы также можете уточнить свою мысль, вывернув наизнанку все ранее вами сказанное.

 

Правило пятое: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО БОЛЕЕ СПОРО, всеми силами стараясь свести экзамен к дискуссии на сомнительные темы. Одна из главных ваших задач на экзамене - преодолеть ситуацию формальной эказменационности, когда экзаменатор должен спрашивать, а студент - отвечать, и выйти на оперативный простор свободной беседы, когда собеседники находятся в одинаковом положении. Вообще на экзамене не надо бояться спорить. Напротив, если речь не идет о совершенно специфических знаниях, где вы явно можете попасть впросак, спорить полезно. Это создает атмосферу равноправия, а равному себе не так просто поставить неудовлетворительную оценку.

 

Правило шестое: ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛЮБУЮ ВОЗМОЖОСТЬ, ЧТОБЫ РАССЕЯТЬ ВНИМАНИЕ ЭКЗАМЕАТОРА. Когда экзаменатор полностью сосредоточен на вашем ответе, это может привести к неприятным последствиям. Напротив, его рассеянность позволит вам выдать за чистую монету очень многое. Добиться этого можно не только благодаря характеру вашего ответа, но и посредством различных побочных обстоятельств. Например, можно вертеть в руках ручку, шелестеть листами бумаги и т.п. при умении можно даже вогнать преподавателя в глубокий транс.

 

Правило седьмое: НИКОГДА НЕ СОГЛАШАЙТЕСЬ С КРИТИКОЙ В ВАШ АДРЕС. Все, что кем-либо сказано в ваш адрес на экзамене хотя бы просто в критическом тоне (даже если оно кажется, вам справедливым), должно быть немедленно, привлечь ваше внимание и получить самый решительный отпор. Вы должны громогласно опровергнуть любую критику в ваш адрес, ничего не пропуская мимо ушей. Любые аргументы, высказанные в вашу защиту, будут иметь хоть какой-то вес, а также займут время экзамена и внимание экзаменатора. Кроме того, он уже не будет позволять себе запросто критиковать вас, зная, что вы будете неминуемо и напористо противостоять ему в любом вопросе. Отсутствие же эффективной критики является

верным залогом высокой оценки, так как если экзаменатор не смог доказать вашу несостоятельность, то у него нет конвенциональных оснований низко вас оценивать.

 

Правило восьмое: ПРОЯВЛЯЙТЕ МАКСИМУМ ТЕМПЕРАМЕНТА. Это не только говорит о вашей уверенности, но попросту подавляет экзаменатора. Очень трудно противостоять живому напору. Одна студентка давала экзамен по философии ничего, не зная по предмету. Однако по ходу экзамена она, проявляя весь свой темперамент, на глазах увеличивалась в размерах, нависая над экзаменатором, тогда как последний непрерывно уменьшался, потихоньку сползая под стол. В итоге он был вынужден признать, что никогда еще не встречался с таким энтузиазмом и что эта девочка наверняка очень любит философию, поставив ей, пять баллов.

 

Правило девятое: БУДЬТЕ ГОТОВЫ ВСПОМНИТЬ ТО, ЧЕГО ВЫ НИКОГДА НЕ ЗНАЛИ. Вы не должны допускать, чтобы вас поставили в безвыходную ситуацию и требовали, например, просто и без лишних слов что-нибудь перечислить. Однако если такое все-таки произошло, вы должны решить предложенную вам загадку, полагаясь исключительно на собственную интуицию. Люди, которые доверяли себе и не боялись решать такие задачи, совершали на экзаменах настоящие чудеса: их спрашивали, что такое “аргумент пари” у Паскаля - и они выдумывали его; их спрашивали, какие виды отчуждения у Маркса - и они угадывали их и т.п.

 

Правило десятое: ДЕЛАЙТЕ ВСЕ, ЧТОБЫ ЭКЗАМЕНАТОР НЕ ЗАПИСАЛ В ВЕДОМОСТЬ ОЦЕНКУ, КОТОРАЯ ВАС НЕ УСТРАИВАЕТ. Истинный Мастер Чистого Пути способен удерживать висящую над ведомостью ручку экзаменатора сколь угодно долгое время. Если уже вы допустили такую ситуацию, требуйте у него дополнительных вопросов, упрекайте его в несправедливости, ссылайтесь на посторонние помехи.

 

ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ

Как повторять материалы перед экзаменами?
Установлены два основных способа повторений перед экзаменами.
Первый — под строгим контролем родителей школьник зубрит материал с утра до вечера. В итоге — усталость, раздражение школьника. Чаще всего ребята делают вид, что усердно учат. На самом деле они думают совершенно о другом, иногда под видом занятий читают интересную книжку.
Второй — когда контроля удалось избежать. Под предлогом «я занимаюсь у друга» приятели отлично проводят время, но последний день и ночь упорно трудятся.
Конечно, нельзя сказать, что оба этих способа совсем уж неэффективны. Большинство школьников экзамены все же сдают. Но каждый раз есть риск, что попадется именно тот билет, который не успел выучить. Как избежать риска? Сделать процесс подготовки к экзаменам спокойным и продуктивным. Разработанная нами методика повторений решает эту задачу (изобретение школы Олега Андреева, патент России № 2128862). Но прежде чем рассмотреть методику повторений, обратимся к психологическим аспектам процесса запоминания

ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ?

Современная наука определяет память как систему запоминания, хранения и воспроизведения информации.
Уже в древнейшие времена делались попытки объяснить механизм запоминания. Древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) предполагал, что при восприятии испускаемые изучаемым объектом материальные частицы проникают в голову и оставляют отпечаток на веществе мозга, как на глине или воске.
Несмотря на длительную историю изучения памяти, вплоть до начала XX века отсутствовали сколько-нибудь строгие объяснения этого явления. Научно обоснованные данные о закономерностях памяти — важнейшей функции головного мозга — получены лишь в последние десятилетия.
Успехи биологической кибернетики приводят к новым открытиям и гипотезам, объясняющим древнейшую и все еще не разгаданную до конца загадку природы. Однако стройной и единой теории, объясняющей механизм этого сложного явления, пока нет. В книге профессора А.Р. Лу-рия «Нейропсихология памяти», обобщающей основные современные взгляды на механизмы памяти, говорится, что «память человека надо рассматривать как сложную функциональную систему, активную по своему характеру, развертывающуюся во времени, разбивающуюся на ряд энергетических потенциальных звеньев и организованную на ряд иерархических уровней».
Если память — процесс динамический, то, очевидно, степенью активности психической деятельности человека и определяются ее качественные и количественные показатели. Известный английский физиолог Грей Уолтер в своей книге «Живой мозг» дал такое определение памяти: «Память — это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча». Если говорить еще более кратко, можно сказать: «Память — это процесс». Процесс, который начинается с момента рождения человека и длится всю его жизнь.
Вместе с тем из этого определения следует, что именно активизация всех интеллектуальных процессов обеспечивает и высокое качество памяти. В самом деле, если человек активно и много читает, думает, творчески решает стоящие перед ним задачи, его память горит ярким огнем, освещая все закоулки мозга, куда поступает и закрепляется нужная ему информация. И наоборот, если человек ленивый, ничего не читает и не утруждает себя размышлениями, его память тлеет тусклым угольком, и то, что человек видит, чувствует, воспринимает, не запечатлевается в лабиринте его мозга. Именно о таких людях говорят обычно: в одно ухо вошло, в другое вышло.
Несмотря на большое количество разработанных упражнений по тренировке памяти, по мнению психологов, все они неэффективны, так как до сих пор неясна сама природа процессов запоминания. И все же нам удалось найти упражнение, блестяще решающее задачу тренировки памяти. Запомните: вы забудете, что значит забывать, если будете его выполнять. Вот оно: «Читать ежедневно как можно больше и как можно быстрее».
Наверное, теперь вы догадываетесь, чем можно объяснить высокую эффективность нашей методики повторений. Ей предшествует изучение большого количества материала. Наши школьники кроме основного учебника читают большое количество дополнительной литературы. Но, учитывая, что это чтение быстрое (в 5–6 раз быстрее обычного), времени на это уходит намного меньше, а продуктивность такого чтения весьма высока. Итак, одно из условий успешного применения методики повторений — владение методом быстрого чтения.

МЕТОДИКА ПОВТОРЕНИЯ

Повторение — это воспроизведение прочитанного своими словами. Обращение к прочитанному допустимо только после невозможности вспомнить текст в течение 2–3 минут напряжения памяти. В приведенных ниже упражнениях мы даем рекомендации, как эффективно, с наименьшими затратами времени и сил, повторять пройденный материал непосредственно перед экзаменами.
Как мы уже отмечали, время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все школьники используют эффективно. Предлагаемый нами режим повторения проверен многократно и дает хорошие результаты. Здесь хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства.
Первое: имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее материала. Трудно ожидать положительного результата, если в таком режиме изучается принципиально новый материал, еще не систематизированный в сознании учащегося.
Второе: процесс повторения необходимо производить строго в соответствии со следующими рекомендациями.

Первое повторение
Сразу по окончании чтения
Второе повторение
Через 20 мин после предыдущего
Третье повторение
Через 8 часов
Четвертое повторение
Через сутки (лучше перед сном)

Как заниматься? Предположим, вы готовитесь к экзамену по истории. Для подготовки выделено четыре дня. Приготовили учебник, учебные пособия, вопросы, которые будут на экзамене. Начинаете читать учебник. Как читать? Мы говорим детям, что учебники нельзя читать быстро.
Однако в нашей экспериментальной группе однажды оказались «непослушные» школьники, которые заявили, что они все учебники читают быстро. Проведенная проверка показала, что это не совсем так. Они действительно читали быстро, но не основной учебник, а дополнительную литературу и учебные пособия. В результате там, где обычно ученик ограничивался одним учебником, наши школьники прочитывали еще несколько книг, затрачивая на это время, не превышающее в целом времени чтения основного учебника. Но результат оказался совершенно неожиданным.
Многие неясные и непонятные определения и теоремы приобретали при дополнительном чтении ясность и стройность. Но, что самое главное, наибольший эффект это дало для запоминания. Как мы полагаем, в режиме такого чтения ярко проявляется эффект непроизвольного запоминания, когда нужное запоминается само собой, без всяких усилий. Еще раз обращаем ваше внимание, что это результат реализации режима быстрого чтения.
Вы прочитали основной учебник. Методом быстрого чтения прочитали дополнительную литературу. Затратили на это один день. На второй день утром, прочитав последние разделы учебника, сразу же приступайте к повторению.
Повторение — это ответы на вопросы экзаменационных билетов. К исходному тексту вы обращаетесь только в том случае, если не можете вспомнить необходимое, напрягая память в течение 2–3 минут. Закончив первое повторение, отдохните 20 минут и сразу же приступайте к новому повторению по аналогии с предыдущим.
К вечеру второго дня вы закончили очередное повторение. Отдохните. Сделайте физические упражнения. Погуляйте перед сном.
На третий день утром начинайте очередное, третье повторение. Вы его закончили к 15 часам. Отдыхайте до 15 часов следующего дня.
На четвертый день в 15 часов приступайте к последнему повторению. Закончить его целесообразно к 22 часам и сразу же лечь спать.
На следующее утро экзамен. Вас ожидает успех. В этом нет никаких сомнений. Вы прочитали и повторили не только учебник, но и дополнительную литературу. Названия, факты, фамилии четко размещаются в вашей памяти. Вы хорошо представляете особенности каждого исторического периода. Можете кратко изложить в виде доминанты сущность политики правящей партии определенной эпохи. Ваше отношение к изучаемому предмету отличается активным, критическим анализом событий, явлений и фактов.
Рассмотренная методика подготовки к экзаменам дает хорошие результаты и по другим предметам: математике, физике и т.п.

МЕТОДЫ ОБЛЕГЧЕНИЯ ЗАПОМИНАНИЯ
(по Вирджинии Квинн)

 

МНЕМОНИКА

преобразование информации через придание ей другого смысла или другой структурной организации

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ

выделение логического каркаса материала через фиксацию опорных понятий

 

ПРИДАНИЕ ОБРАЗНОСТИ

увеличение эмоциональной насыщенности информации

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОЦИАЦИЙ

устранение связей с другими понятиями со сходными или противоположными свойствами

 

 

 

 

Прогрессирующая мышечная релаксация по Джекобсону

 

Устройтесь как можно удобнее и закройте глаза.*

Сделайте несколько глубоких вдохов. **Обратите внимание на звуки, которые доносятся снаружи. Может быть Вы слышите шум транспорта, может быть кричат птицы, может быть слышен шум каких-то работ или кто-то разговаривает за дверью. Послушайте все звуки доносящиеся снаружи. Отметьте также все звуки, источник которых в этой комнате: может быть тикают часы, может быть шумит вода в батареях… Послушайте все звуки и отвлекитесь от них.

Сфокусируйтесь на своем дыхании. Скажите себе: «Дыхание и расслабление – единственные вещи, о которых нужно думать именно сейчас».

Все прочее, о чем Вы беспокоитесь или должны были сделать сегодня, может подождать, пока Вы не закончите. Пусть это время будет Вашим. Разрешите себе уделить время расслаблению, приятному переживанию чувства расслабленности.**

Первая группа мышц, над которой Вы будете работать – это мышцы кистей и предплечий. Сожмите кулаки как можно плотнее и одновременно поворачивайте их так, чтобы возникло напряжение в кистях и предплечьях.** Еще немного усильте напряжение* и расслабьте сразу и кисть и предплечье. Дайте напряжению уйти.* Отметьте разницу между чувством расслабленности и тем напряжением, которое было до этого. Сфокусируйтесь на этом различии. Сделайте глубокий вдох.**

Затем следуют мышцы, расположенные в верхней части рук. Вдавите локти в спинку стула так, чтобы ощутить напряжение в этих мышцах. Сфокусируйтесь на напряжении в верхней части рук.* Усильте немного это напряжение* и резко расслабьте руки.** Отметьте разницу между ощущением расслабленности, которое Вы испытываете сейчас, и ощущением напряжения, которое Вы чувствовали чуть раньше. Сфокусируйтесь на этом различии. Глубоко вдохните.** Ощутите, насколько расслабленными стали сейчас Ваши руки и кисти.**

Следующей группой будут мышцы лица. Это область, в которой накапливается огромное напряжение, вызванное стрессом. Мышцы лица можно разделить на три группы.*

Лучше начать с области лба.* Держа глаза закрытыми, как можно выше поднимите брови. Ощутите полосу напряжения, охватывающую лобную область. Сосредоточьтесь на этом напряжении – напряжении, которое может вызываться стрессом. Еще немного усильте это напряжение* и быстро расслабьте брови. Отметьте разницу между ощущением расслабленности, которое Вы испытываете теперь и чувством напряжения, которое Вы вызывали несколькими секундами раньше. Сфокусируйтесь на этом различии. **

Сейчас займемся областью лба и носа.* Крепко зажмурьте глаза, одновременно наморщивая и подтягивая к ним нос. Сосредоточьте свое внимание на напряжении вокруг глаз, носа и в щеках. Почувствуйте это напряжение.* Теперь немного усильте его* и разом расслабьте все лицо.* Ощутите разницу между расслаблением, которое Вы испытываете сейчас и недавним чувством напряжения. Сфокусируйтесь на этом различии.**

Теперь обратимся к третьей области – к рту.* Сжав челюсти, постарайтесь опустить уголки рта, чтобы получить перевернутую клоунскую улыбку.* Сфокусируйтесь на возникшем ощущении. Еще усильте возникшее напряжение* и снова разом расслабьте все лицо. Отметьте  разницу между возникшим чувством расслабленности и бывшим напряжением. Сфокусируйтесь на этом различии.* Несколько раз глубоко вдохните, чувствуя, как с каждым выдохом уходит напряжение в области рта. Глубоко дышите до тех пор, пока мышцы не расслабятся полностью.** Насладитесь этим чувством расслабленности.**

Теперь Вам предстоит поработать над областью шеи и плеч. В этой зоне концентрируется избыток напряжения, обусловленного стрессом. Опустите подбородок так, чтобы он почти касался груди. Почувствуйте напряжение, которое Вы вызвали в шее. Сфокусируйтесь на этом напряжении,* немного усильте его,* и резко расслабьте шею, освободите ее. Отметьте разницу между ощущением расслабленности, которое Вы испытываете сейчас и чувством напряжения, которое Вы вызывали несколькими секундами раньше. Сфокусируйтесь на этом различии.* Вдохните очень глубоко и очень медленно** и с каждым выдохом избавляйтесь от напряжения в плечах.** Когда все напряжение уйдет, дайте плечам опуститься.**

Следующей зоной является серединная часть туловища. Глубоко вдохнув, отведите плечи назад, пытаясь свести лопатки, и одновременно прогнитесь. Вы почувствуете напряжение в области живота и груди, вызванное задержкой дыхания, а также напряжение в верхней и нижней частях спины, которое вызвано сведением лопаток и прогибом спины. Оставаясь в этом положении, отметьте, каким ощущается напряжение.* Немного усилье это напряжение и медленно выдохните, давая напряжению вытечь из вас по мере релаксации. Отметьте разницу между ощущением релаксации и чувством напряжения, которое Вы вызывали в этой области всего несколько секунд назад.** Дыша очень медленно и глубоко, отметьте и запомните разницу между этими двумя ощущениями. Сфокусируйтесь на этой разнице.**

Две последние группы относятся к мышцам ног. Сначала поднимите ноги перед собой, оторвав их от пола. Теперь, не меняя положения ног, вытяните пальцы по направлению к полу. Почувствуйте напряжение, которое возникло в ногах от пальцев до бедер.* Сфокусируйтесь на этом напряжении.* Теперь немного усильте напряжение* и расслабьте ноги, дайте им мягко упасть на пол. Ощутите расслабленность в ногах.* Отметьте и запомните, на что похоже это чувство.*

Снова поднимите ноги и удерживайте их перед собой. На этот раз тяните стопу на себя так, чтобы пальцы смотрели в потолок. Ощутите напряжение, которое появилось в ногах от пальцев до бедер. Усильте возникшее напряжение* и расслабьте  ноги, дайте им мягко упасть на пол. Отметьте разницу между чувством расслабленности, которое вы испытываете в ногах  теперь и чувством напряжения, которое Вы ощущали всего несколько секунд назад. Сфокусируйтесь на этом различии. Дышите очень глубоко  и очень медленно.** Дайте ощущению релаксации пропитать мышцы ваших ног и распространиться на мускулы всего тела.**

В течение нескольких секунд продолжайте держать глаза закрытыми и сфокусируйтесь на ощущениях в мышцах.* Мысленно ощупайте свои мышцы и проверьте, не остались ли какие-то из них напряженными. Если Вы заметите какое-либо напряжение, сосредоточьтесь на этой зоне, приказывая мышцам расслабиться и раскрепоститься, и дайте напряжению уйти.**

Когда Вы окинете свои мышцы внутренним взором и сфокусируете свое внимание на ощущении расслабленности во всем теле, откройте глаза  и продолжайте отмечать телесные ощущения по мере того, как будете вновь осваиваться в помещении.

 

 

Систематическая десенсибилизация

Сядьте удобно и закройте глаза. Сосредоточьте внимание на своем дыхании. Понаблюдайте, как воздух наполняет ваши легкие и как выходит из них. Ощутите, как с каждым выдохом уменьшается напряжение во всем теле. Все мышцы становятся расслабленными, вялыми. Все части тела становятся теплыми и тяжелыми.

Вспомните последовательность ситуаций, всю иерархию от наименее стрессовой ситуации до ситуации, вызывающей максимальный стресс.

Представьте себя в наиболее стрессовой ситуации. Сделайте вашу мысленную картину более полной, детальной. Не упускайте из виду никаких мелочей. Ощутите себя в этой ситуации.

Отметьте, в каких мышцах вашего тела возникло напряжение.

Однозначно определите мысль, которая возникла в этой ситуации. Назовите эмоции, которые породила эта мысль.

Сознательно, любым удобным для вас способом расслабьте все мышцы вашего тела. Не теряя ощущения стрессовой ситуации, добейтесь полного мышечного расслабления.

Оставаясь в представляемой ситуации, трансформируйте вашу мысль, сделайте ее рациональной, позитивной.

Обратите внимание на свои чувства и эмоции. Оставаясь мысленно в стрессовой ситуации, отметьте, какие сейчас чувства и эмоции владеют вами, дайте им названия. Расслабляя мышцы и трансформируя мысли, добейтесь нейтральных или положительных чувств и эмоций.

Если представляемая ситуация перестала быть для вас стрессовой, переходите к следующей ситуации в вашей иерархии. Проделайте тот же путь.

Наиболее полно представьте себя в этой ситуации, ощутите ее как реальную.

Отметьте напряжение в мышцах тела.

Отметьте возникшие мысли.

Назовите возникшие чувства и эмоции.

Любым способом расслабьте мышцы вашего тела.

Уделите время трансформации мыслей. Научитесь осмысливать эту ситуацию позитивно.

Проконтролируйте результат. Сделав картину более яркой и полной, отметьте свои эмоции и чувства.

Если вы справились с ситуацией, если она больше не вызывает стресса, переходите к следующей картине в вашей иерархии.

Как и в предыдущих случаях:

-         представьте ситуацию;

-         отметьте напряжение, мысли, чувства;

-         расслабьте мышцы;

-         сконструируйте позитивную мысль;

-         проверьте результат по чувствам возникающим при мысленном погружении в ситуацию.

Самостоятельно проделайте те же операции, мысленно представляя и погружаясь в самую стрессовую ситуацию.

 

 

 


 

Министерство

образования республики БеларусьaduДетский

правовой сайтАкадемия

последипломного образованияГомельский городской

исполнительный комитетГомельский

областной институт развития образования