Официальный веб-сайт учреждения образования
«Cредняя школа № 50» г. Гомеля

г. Гомель, ул. Осипова, 17
тел. 32-05-25

school50@jdroo.by

Поиск информации
Наши достижения

PreviousNext
Ваше мнение
Кто по вашему мнению в большей мере должен заниматься воспитанием ребенка в 6-ой день недели?
семья
школа
другое
Дальнейшее образование

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

ГОМЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ







Гомельский городской исполнительный комитет










2018 ГОД



Президент Беларуси А.Г.Лукашенко сообщил, что 2018 год в Беларуси решено объявить Годом малой родины. Глава государства пояснил, что на принятие такого важного решения подвигли размышления о важности малой родины в судьбе каждого человека.
Читать полностью:  https://news.tut.by/economics/580474.html

Читать полностью:  https://news.tut.by/economics/580474.html















"На разных языках из века в век дорогу к знанью ищет человек ..."

Учитель: Сыч Светлана Валентиновна

Класс: 8 "Б"

Тема: Жизнь, оборванная пулей…(Жизненный и творческий путь Михаила Юрьевича Лермонтова)

Цели: 1. Познакомить учащихся с личностью поэта.

2.. Способствовать формированию у учащихся образа поэта и личностного отношения к фактам биографии,   осознания основных тем и мотивов творчества поэта, взаимообусловленности фактов реальной и творческой биографии

3. Способствовать воспитанию чувства сопереживания поэту, формированию устойчивого интереса к классическому наследию русской культуры, в частности к творчеству М.Ю.Лермонтова.

Ход урока

  1. I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

О, этот Лермонтов опальный,

Сын нашей собственной земли,

Чьи строки, как удар кинжальный,

Под сердце самое вошли!

Он, этот Лермонтов могучий,

Сосредоточась, добр и зол,

Как бы светящаяся туча

По небу русскому прошел.

Я. Смеляков.

(Слайд 2)

1. Слово учителя

Если прошел, значит, обязательно оставил след, память.

И сегодня мы поговорим о том, какое впечатление сложилось у вас при имени Лермонтова, что отложилось в памяти, пробудилось в вашей душе.


  1. II. Объявление темы и целей урока.

1. Слово учителя

Лермонтов – великий поэт, прозаик, драматург. Его творчество – высокая точка развития русской поэзии послепушкинского периода. С именем Лермонтова связывают 30-е годы 19 века. Это время правления одного из самых жестоких русских самодержцев – Николая Первого. Зловещая расправа над декабристами, деспотизм и произвол, нетерпимость ко всякому проявлению независимости, глубокое отчаяние и уныние царили в России. И в этот сложный период появляется ещё одно яркое имя в русской поэзии – это имя Михаила Лермонтова.


Лермонтов прожил короткую, но очень непростую тревожную жизнь. На уроке будут  представлены основные вехи его жизненного пути. Этот замечательный поэт по своей природе был  разносторонне талантливым человеком, а в жизни был одинок, гоним, у него не было радости в душе, внутреннего удовлетворения, удовлетворения жизнью.

2. Чтение учащимся наизусть стихотворения «Парус» (Слайд 4)

3. Иван Козловский исполняет «Парус»(1832) на слова М.Лермонтова. (Иван Семенович Козловский (1900-1993) пел в Большом театре в 1926-1954 годах. Певец неповторимого артистического обаяния, музыкант, с именем которого связана история современного вокального искусства)

Литературная жизнь Лермонтова продолжалась неполных тринадцать лет.  За этот период им было написано около 400 стихотворений, 6 драм, около 30 поэм и 3 романа.

  1. III. Актуализация знаний: тест на узнавание произведений М.Ю.Лермонтова.

1. Художественное слово. Прочитать наизусть одно из ранее изученных стихотворений М.Ю.Лермонтова. (Слайд 5)

2. В каком произведении Лермонтова можно встретить следующие строки:

Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За Родину свою

А) «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Б) «Бородино»

В) «Цыганы»


3. Из какого стихотворения эти строки:


Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид

А) «Поэт»

Б) «Парус»

В) «Смерть поэта»


4. Откуда эта цитата?


Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.

А) «Утес»

Б) «Бородино»

В) «Парус»


5. Отрывок из какого произведения Лермонтова представлен?


В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

А) «Молитва»

Б) «Три пальмы»

В) «Тучи»






ІV. Основной этап. Изучение биографии М.Ю.Лермонтова, тем и мотивов лирики поэта.

1. Слово учителя

200 лет назад 27 июля творилось что-то странное с природой. Погода стояла дивная, ласковая. И вдруг разразилась небывалая буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск. Страшные удары грома следовали один за другим. Невиданная гроза внезапно сменилась бурным ливнем. (Слайд 6)

Это произошло в 1841 году в двух километрах от Пятигорска у подножья горы Машук, где на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, прозаик и драматург, чьи произведения волнуют и всегда будут волновать нас высокой гражданственностью, благородством чувств, мужественной искренностью.

Родился Лермонтов в Москве 15 октября  1814 года. (Слайд 7) Мать Лермонтова, Мария Михайловна, умерла, когда мальчику не было и трёх лет,  в память о ней он написал стихотворение «Ангел».

2. Чтение наизусть учащимся стихотворения «Ангел» (Слайд 8)

Детские годы поэта прошли в селе Тарханы Пензенской губернии в имении бабушки –(Слайд 10)

богатой помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (Слайд 9)

Бабушка   заменила мальчику мать.

Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало нравственному и духовному развитию будущего поэта

Лермонтов был человеком необычайно одаренным. Ему была присуща удивительная музыкальность, он играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. До нас дошли блестящие образцы его живописи: пейзажи, портреты, рисунки. Он мог стать замечательным художником. Слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков.

Глубокий след в памяти Лермонтова оставили поездки с родственниками на Кавказ (1818, 1820, 1825 года). Летом 1820 года Лермонтов с бабушкой гостили в Минеральных водах, а в 1825 году они посещают Горячеводск (Пятигорск) (Слайд 11-13)


Стихи начал писать с 14 лет, когда учился в Благородном пансионе при Московском университете. В Благородном пансионе Лермонтовым составлялись рукописные журналы. В одном из них ("Утренняя Заря") Лермонтов был главным сотрудником. (Слайд 14)

После обучения в пансионе Лермонтов поступает в Московский университет (1830 – 1832).  (Слайд 15) Но в 1832 году неожиданно оставляет учёбу в университете и поступает в Петербургскую школу военных прапорщиков и кавалерийских юнкеров, где обучается 2 года ( 10 ноября 1832- 22 ноября 1834г.) В 1834 году Лермонтов закончил школу в звании корнета, служил в лейб-гвардии Гусарском полку, стоявшем в Царском Селе под Петербургом.

Крутой перелом в творчестве и судьбе Лермонтова определило стихотворение «Смерть поэта» (1837 год) (Слайд 17) — гневный отклик на гибель А.С. Пушкина в январе 1837 года. (Слайд 16) Лермонтов открыто обвинит самодержавие в гибели Александра Сергеевича ( Чтение стихотворения учащимися).

И опять поэт гоним. Его отправляют в ссылку на Кавказ. В стихотворении «Тучи» он отразил свое положение изгнанника: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники! (Чтение стихотворения) (Слайд 18)


  • Елизавета Алексеевна, бабушка поэта, неустанно хлопотала о возвращении внука в гусарский полк, в котором он служил раньше. Осенью 1837 года поэта перевели в Новгород, а затем разрешили служить в столице. Наступил самый плодотворный период литературного творчества. В это время он пишет известную нам «Песню про купца Калашникова», поэму «Мцыри», знаменитого «Демона». И снова грозовые тучи сгущаются над поэтом. Так сложились обстоятельства, что Лермонтову пришлось защищать честь русского офицера. Состоявшаяся дуэль ни до чего хорошего не довела. Лермонтов снова в ссылке. И снова Кавказ. Там ведутся ожесточенные бои с горцами. Лермонтов – непосредственный участник. Ему угрожает прямая опасность, но он храбр, и удивляет своей удалью даже старых кавказских джигитов. В 1841 году Лермонтов выхлопотал кратковременный отпуск и пытается добиться отставки, но царь, Николай первый дает строжайшее предписание больше не покидать фронтовую службу. И снова путь к месту боевых сражений. Этот путь шел через город Пятигорск, где состоялась роковая встреча поэта с отставным майором Мартыновым, человеком хвастливым, завистливы, самовлюбленным. 15 июля 1841 года Михаил Лермонтов погибает на дуэли.  Из письма бабушке: «Дорогая бабушка! Пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит, не промахнется. Я понял это по его злобному взгляду». ( Слайд 19)

Такие поэты, как Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству.

2. Запись кратких биографических сведений о поэте в тетрадь по литературе.

V. Закрепление полученных знаний.

1. Слово учителя.

«Поэт прожил очень короткую и трагичную жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм и даже роман.

Я хочу представить еще одно дарование Михаила Юрьевича Лермонтова. Его картины. Да, Лермонтов был не только поэтом, но и  художником. Перед вами портрет Лермонтова, писанный им самим с себя масляными красками при помощи зеркала. (Слайд 20) В автопортрете Лермонтов нисколько не идеализирует свой внешний облик. По утверждению современников, поэт «был далеко не красавец, он очень хорошо знал это, вместе с тем в наружности его были такие черты, что «внимание каждого, и не знавшего, кто он, невольно на нем останавливалось». Высокая одухотворенность, внутренняя просветленность скрадывают неправильности его лица и в автопортрете. Этот портрет был утерян. И 80 лет о нем ничего не было известно. В 60-е годы он был обнаружен в ФРГ и возвращен в Россию».

А вот и знаменитый «Парус». (Слайд 21) Однако он  не является автоиллюстрацией к одноименному стихотворению, но, возможно, стихотворение и акварельный рисунок были навеяны каким-то одним впечатлением. На многих своих Лермонтов запечатлел   пейзажи  любимой им отчизны: мельницу, тройку, дали, покрытые синеватой дымкой. (Слайд 22-24)

Хочется сказать, что как и поэзия, живопись Лермонтова своеобразна, ценна и интересна по-своему.

VІ. Итоговая работа

1. Слово учителя:

- А теперь проверим,  насколько хорошо вы усвоили материал урока. Вам необходимо ответить на несколько итоговых вопросов, связанных с творчеством М. Лермонтова(письменно):

(Слайд 25)

1.Дата рождения М.Ю.Лермонтова

2.Кто сыграл главную роль в воспитании М.Ю.Лермонтова?

3.В чем проявилась одаренность М.Ю. Лермонтова?

4. В каких учебных заведениях обучался поэт?

5.Какое стихотворение принесло известность поэту?

6.При каких обстоятельствах и когда погиб Лермонтов?


VІІ. Рефлексия(Слайд 26)

Я сегодня узнал..

Мне было интересно..

Меня удивило…

Мне захотелось…

Урок дал мне для жизни…

VІІІ. Дом. зад.: Отв. на вопр. 1и 4(с.68) (Слайд 27)

 

Министерство

образования республики БеларусьaduДетский

правовой сайтАкадемия

последипломного образованияГомельский городской

исполнительный комитетГомельский

областной институт развития образования