Официальный веб-сайт учреждения образования
«Cредняя школа № 50» г. Гомеля

г. Гомель, ул. Осипова, 17
тел. 32-05-25

school50@jdroo.by

Поиск информации
Наши достижения

PreviousNext
Ваше мнение
Кто по вашему мнению в большей мере должен заниматься воспитанием ребенка в 6-ой день недели?
семья
школа
другое
Дальнейшее образование

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

ГОМЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ







Гомельский городской исполнительный комитет










2018 ГОД



Президент Беларуси А.Г.Лукашенко сообщил, что 2018 год в Беларуси решено объявить Годом малой родины. Глава государства пояснил, что на принятие такого важного решения подвигли размышления о важности малой родины в судьбе каждого человека.
Читать полностью:  https://news.tut.by/economics/580474.html

Читать полностью:  https://news.tut.by/economics/580474.html















"На разных языках из века в век дорогу к знанью ищет человек ..."

Государственное учреждение образования «Средняя школа №50 г. Гомеля»

Учитель трудового обучения Серенкова Светлана Федосовна

Тема: "Виды одежды. Снятие мерок для построения чертежа фартука"

ЦЕЛЬ: научить снимать мерки для Ст, Сб, Днч на конкретной фигуре.

Задачи:

Образовательные – познакомить учащихся с видами одежды; сантиметровой лентой.

Развивающие – сформировать навыки по измерению фигуры человека.

Воспитательные – воспитывать аккуратность и внимательность в работе.

Необходимое оборудование и материалы: манекен, сантиметровая лента, изделие – фартук. Карточки с заданиями, раздаточный материал: «Виды одежды», «Конструктивные линии», «Мерки для построения чертежа фартука»

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Закрепление знаний: Повторение по теме : Терминология В.Т.О., ручных и машинных работ.

Работа в группах по карточкам (2 учащихся  у доски)

Анализ работы. Оценка достижения.

III.  Переход  к изучению новой темы.

Чтобы перейти к новой теме необходимо  разгадать кроссворд.

Выделенное слово и будет темой урока.  Отвечаем по очереди.

Бывает ручной и машинный (шов)

Бывает гладильная и классная (доска).

Бывает портновский, белый, и полезным ископаемым (мел)

«Два конца , два кольца в середине гвоздик» (ножницы)

Человек, рисующий картины (художник)

Ручной инструмент для шитья (иголка)

Какое слово получилось? Одежда.

Сегодня на уроке вы узнаете о видах рабочей одежды и требованиях, которые к ней предъявляются, научитесь снимать мерки, необходимые для построения чертежа фартука.

(Запись темы урока в тетрадь)

IV.  Изучение новой темы
Одежда – одно из древнейших изобретений человека. У первобытных людей материалом для одежды, кроме шкур, служили листья, трава и даже кора деревьев. Охотники и рыболовы часто использовали для изготовления одежды рыбью кожу и птичьи шкурки. Со временем человек овладел искусством прядения и ткачества и начал изготавливать ткани специально для одежды, которая постепенно стала различной для мужчин и женщин, появилось также разделение одежды на будничную, т.е. повседневную, и праздничную. По назначению одежду подразделяют на бытовую, производственную, спортивную и форменную.

(Раздаточный материал «ВИДЫ ОДЕЖДЫ»)


К бытовой относиться повседневная, домашняя, нарядная;

к производственной – спецодежда для выполнения различных работ;

к форменной – одежда военных, милиционеров, железнодорожников и т.д.

к спортивной = спортивные костюмы

-  Вклейте в тетрадь, какая бывает одежда. (Повседневная, домашняя, рабочая, нарядная, спортивная, форменная.).

- Какая разница между нарядной и повседневной одеждой? (Нарядная одежда сшита из более дорогих тканей, она может быть очень яркой, даже блестящей, для неё допустима броская отделка. Повседневная одежда более строгая, она не так привлекает внимание, как нарядная, цветовая гамма сдержанная, отделка скромная.)

- Для чего предназначена рабочая одежда? (Рабочая одежда нужна для того, чтобы не испачкаться, чтобы было удобно работать.)

- Какие виды рабочей одежды вы знаете? (Комбинезон, халат, фартук, поварская куртка.)

- Представителям какой профессии необходим комбинезон? (Механизатору, строителю, слесарю, рабочему у станка: токарю, фрезеровщику.)

- А кому нужен халат? (Врачу, медсестре, санитару, фармацевту, лаборанту, воспитателю, продавцу, повару.)

- А кто наденет фартук? (Художник, официант, парикмахер, продавец, мойщик автомобилей, домашняя хозяйка.)

- Итак, сегодня вы узнали, как классифицируется одежда по назначению.

В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты: художник-модельер, который придумывает новые модели одежды и воплощает их в рисунках и готовых изделиях;

художник-конструктор воплощает идей художника-модельера в чертежи и выкройки;

технолог швейного производства, определяющий способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива одежды;

швея (или оператор швейного оборудования) непосредственно выполняет швейные операции.

(Раздаточный материал «Специалисты по изготовлению одежды»)

Для выполнения кулинарных работ на предприятиях и в домашних условиях используется специальная одежда, состоящая из фартука и головного убора (косынки или шапочки).

Фартук старше всех видов одежды. Платье, рубашка и брюки появились в пятом веке нашей эры. А фартук надевали ещё строители египетских пирамид. Это подтверждают рисунки на стенах гробниц фараонов. Древнегреческий бог огня Гефест, бог-кузнец, изображался на античных вазах тоже в кожаном фартуке.

Основой жизни каждой женщины всегда была домашняя работа. И, конечно, каждой был необходим фартук, который, образно говоря, так «прирос» к женской одежде, что стал её неотъемлемой частью.

В русском языке не было слова «фартук». Оно пришло к нам из немецкого языка. Тух – по-немецки «платок», «тряпка»; фор – приставка со значением «перед». Русские женщины называли эту часть одежды «завеска», «запона» и считали, что она имеет магическую силу и защищает от всего дурного.  Украшая фартук вышивкой с орнаментом, они выбирали образы солнца, огня, животных и птиц, символы земледелия. Красный цвет, так любимый русскими красавицами, был не только красивым.  Он был символом солнца, преградой для злых сил, сил тьмы и ночи. Закрывая живот фартуком, щедро украшенным яркой вышивкой, женщины полагали, что оберегают свою жизнь. В переводе с древнерусского «живот» означает «жизнь».  Таким образом, фартук был сильнейшим оберегом.

А для чего сейчас, в наши дни, нужен фартук? (Для работы по дому.)

- Давайте вместе подумаем, какими качествами должен обладать фартук и какие требования предъявляются к этому виду рабочей одежды.

Требования к рабочей одежде.

1. Санитарно-гигиенические. – В фартуке мы будем готовить пищу, значит, он должен быть чистым. Поэтому его нужно шить из ткани, которая легко стирается.

2. Эргономические требования. – Удобен ли фартук? В фартуке должно быть удобно двигаться, в нём не должно быть жарко во время работы.

3. Экономические. – Целесообразно ли шить фартук из дорогой ткани? Нет. Это рабочая одежда, которая может быть сильно испачкана, повреждена.

4. Эстетические. – Должен ли фартук быть красивым? Конечно, да. Для того, чтобы мы сами чувствовали себя уверенной и красивой, чтобы близким было приятно на нас смотреть.

Учёные доказали, что цвет влияет не только на нашу психику и настроение, но и на аппетит. Оттенки красного, оранжевого и жёлтого цветов возбуждают аппетит, а синий, зелёный и фиолетовый воздействуют иначе. Хорошо бы помнить об этом, выбирая цветовую гамму для убранства кухни, покупая посуду.

Так из каких же тканей нужно шить фартук? Какие ткани легко стираются и гладятся, хорошо пропускают воздух и к тому же яркие и дешёвые? (Это хлопчатобумажные ткани.)

(Демонстрация коллекции тканей (ситец, сатин, бязь).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы зарядку начинаем

Наши руки разминаем

Разминаем спину плечи,

Чтоб сидеть нам было легче. (Руки перед грудью, рывки руками)

Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево, повернись,

На соседа оглянись. (Поворот туловища  в стороны.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Наклоны  головы  вправо и влево.)

Хорошо чуть - чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

Проблемная ситуация:

Двум ученицам предлагается выйти к доске и примерить фартук . Учащиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой мал.

“Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру”
Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеёнки. Длина её 150 см, ширина 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.
Для построения чертежа изделия снимают мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам.

Запись в тетрадь:
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем её измерения.
Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека.

Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре человека, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка – линия воды находится на линии шеи (точки пересечения основания шеи и линии плеча);

(Раздаточный материал «КОНСТРУКТИВНЫЕ ЛИНИИ ФИГУРЫ» вклеиваем в тетрадь)

Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.

Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.

На 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия бедер.

На уровне середины колена проходит линия колена

К основным линиям фигуры относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен.

Мерки обхватов-записываются вполовину.

Мерки длины записываются полностью

При снятие мерок нужно помнить:

мерки снимают по правой стороне фигуры;

сначала снимают мерки обхватов, а затем мерки длин;

при измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять;

на обмеряемом должна быть легкая одежда;

талию предварительно опоясывают шнурком;

мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.

(Показ на учебном манекене или на одной из учениц приёмы снятия мерок.)

(РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ «ТАБЛИЦА МЕРОК» вклеить в тетрадь)

IV. Практическая работа.

Работа выполняется в виде игры “Ателье” (заказчик и приемщик заказа).

Практическую работу по снятию мерок проводим по партам, т. е. по 2 ученицы: первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и записывает их (в таблицу “Мерки” [1], в графу “Мои мерки” для заказчика).

Выполняю целевой обход с целью предупреждения ошибок. Контролирую правильность выполняемой работы, снятие мерок.

Meрки для построения чертежа фартука с нагрудником

Обозначение мерок

Название мерок

Порядок

снятия мерок

Назначение мерок

мои мерки

1.Ст

полуобхват талии

измеряется по самому узкому месту туловища

для расчета длины пояса


2. Сб

полуобхват бедер

измеряется по линии бедер горизонтально

для расчета ширины фартука


3. Днч

длина нижней части

измеряется от линии талии вниз до желаемой длины

для определения длины фартука


Девочки получают задание объединится в группы по два человека и приступить к снятию мерок. Каждая записывает свои мерки в тетрадь. Учитель следит за правильностью снятия мерок, используя при этом взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.
Учащиеся убеждаются, что большинство из них имеют одинаковые размеры обхвата талии (От) и бедер (Об), а мерки длины ( Днч) имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина нагрудника и нижней части фартука.

V. Проверка знаний (усвоение).

Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

По какой стороне фигуры снимают мерки?

С помощью какого приспособления снимают мерки?

Как записывают мерки длины и обхватов?

Игровой момент. Как расшифровать мерки?


VI. Итог

По ходу проверки учитель отмечает допущенные ошибки, анализирует их вмести с девочками. Выставление оценок.















 

Министерство

образования республики БеларусьaduДетский

правовой сайтАкадемия

последипломного образованияГомельский городской

исполнительный комитетГомельский

областной институт развития образования