Официальный веб-сайт учреждения образования
«Cредняя школа № 50» г. Гомеля

г. Гомель, ул. Осипова, 17
тел. 32-05-25

school50@jdroo.by

Поиск информации
Наши достижения

PreviousNext
Ваше мнение
Кто по вашему мнению в большей мере должен заниматься воспитанием ребенка в 6-ой день недели?
семья
школа
другое
Дальнейшее образование

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

ГОМЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ






Гомельский городской исполнительный комитет








2017 -

ГОД НАУКИ



Президент Беларуси А.Г.Лукашенко 23 декабря 2016 г. подписал указ №481 «Об объявлении 2017 года Годом науки»














"На разных языках из века в век дорогу к знанью ищет человек ..."

Цель учебного занятия: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать:

отличительные черты музыки, которая звучит в церкви и костёле;

факты из биографии немецкого композитора и органиста И.С.Баха;

устройство и возможности музыкального инструмента орган;

уметь:

классифицировать музыкальные инструменты по группам;

определять на слух звучание музыкального инструмента орган;

создавать творческую импровизацию образов после прослушивания музыки;

проявлять двигательную активность в ритме музыки;

демонстрировать умение играть на ударных музыкальных инструментах индивидуально и в групповом исполнении.

Задачи личностного развития:

создать на уроке благоприятную атмосферу для развития творческих способностей учащихся, свободного самовыражения;

способствовать развитию у учащихся образного мышления;

способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельной работы в процессе приобретения знаний и навыков для развития творческого потенциала, умения высказывать свои мысли и чувства;

воспитывать интерес к музыкальному творчеству;

воспитание исполнительской и слушательской культуры.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и закрепления навыков, способствующих развитию творческого потенциала учащихся.

Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся.

Средства обучения: учебное пособие для учащихся 4 класса, набор ударных музыкальных инструментов, музыкальный материал для прослушивания музыки, слайды по тематике урока, музыкальный инструмент фортепиано, технические средства воспроизведения музыки.

Ход урока:

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Давайте с вами исполним музыкальное приветствие, которое поднимет нам настроение и поможет настроиться на мажорный лад бодрого настроения.

Исполняется песенка «Солнышко» (приветствие) хором в ансамбле с учителем.

(При необходимости отрабатывается выразительность исполнения на усмотрение учителя соответственно уровню развития исполнительских способностей конкретного класса).

Присаживайтесь, ребята.


Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваши и блеск глаз.


Я знаю каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Я верю, в этом нет сомнений:

Мы вместе сотворим урок.

Ребята, мы сегодня с вами на уроке будем петь, играть на музыкальных инструментах, двигаться под музыку, путешествовать во времени, слушать музыку, импровизировать музыкальные образы.

2.Этап изучения нового материала.

А сейчас мы с вами начнём путешествие во времени. А поможет нам песенка «Часики». Давайте её исполним. (Учащиеся выходят в центр зала и исполняют песенку в движении. Учитель корректирует исполнение учащихся.)

Ребята, молодцы, присаживайтесь на свои места. Мы сегодня с вами будем путешествовать во времени и перенесёмся с вами в 1685 год. 21 марта этого года родился человек, который оставил после себя огромное музыкальное наследие  – более 1000 музыкальных произведений – это великий немецкий композитор И.С. Бах. Это был гениальный человек.

Ребята, как вы думаете кто такой гений? (ответы учащихся).

В наше время люди решили провести такой эксперимент – узнать сколько времени потребуется для того, чтобы переписать всю музыку, которую сочинил  гениальный композитор И.С.Бах. Пригласили музыканта, который умел очень быстро от руки переписывать ноты и расчитали сколько понадобиться времени для того, чтобы переписать вручную всю музыку И.С.Баха. Выяснилось, что необходимо для этого более 60 лет,а И.С.Бах прожил 65 лет. Получается, что мальчик почти со своего рождения должен был сочинять и уметь записывать свою музыку. Вот это действительно гениальный человек. А ведь сочинять музыку не просто.

Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье родителей музыкантов. Когда ему было 9 лет, умерла его мать. А через год не стало и отца. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. К 17 годам он играл на скрипке, альте, клавире и органе, пел в хоре. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения. В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки.

Бах создал много органных произведений, знаменитые «Бранденбургские концерты», сюиты для оркестра. Он писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Творческое наследие Баха огромно. Он создавал произведения во всех известных в то время жанрах. Вскоре композитору предложили должность органиста в церкви. Позднее Бах получил должность «музыкального директора» всех церквей города Лейпцига, в котором он жил.

И.С.Бах страдал плохим зрением. Со временем ему становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, композитор  остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля1750 года. Возможно, причиной смерти стали осложнения после операций. Композитора похоронили вблизи церкви Св. Иоанна, одной из двух церквей, где он прослужил 27 лет. Однако вскоре могила затерялась, и лишь в 1894 году останки Баха случайно были найдены в этой церкви. Во время второй мировой войны прах был перенесён 28 июля 1949 года в церковь Святого Фомы. В 1950 году, который был назван годом И. С. Баха, над местом его захоронения была установлена бронзовая надгробная плита.

Что же представляет собой музыкальный инструмент орган? По своим возможностям этот инструмент ещё называют инструмент-оркестр. Он может изобразить звучание любого инструмента симфонического оркестра. Относится к группе духовых музыкальных инструментов. Состоит их огромного количества медных труб (около 10 000). Трубы размером от 10 см до 10 метров. Ребята, мог бы этот инструмент поместиться у нас в школе? (ответы детей). На органе играют не только руками (пульт управления состоит из нескольких клавиатур), но и ногами (педали для ног). Располагается орган чаще всего в костёле, именно там И.С.Бах и работал органистом. На органе играть нелегко, поэтому часто у органиста есть помощник.

В то время, ребята, люди, когда приходили в костёл,  должны были стоять на коленях. Им было запрещено поднимать головы вверх, так требовала католическая церковь. В то время в Германии преобладало католическое направление в религии. Католический храм – костёл. В нём музыка чаще всего представлялась органом. А когда начинал играть орган, звук разносился под купол храма и люди невольно поднимали голову вверх. Там они могли видеть красоту высшего художественного образца, образы святых – работы знаменитых художников. Так музыка И.С.Баха заставляла людей поднимать головы вверх, что не нравилось духовенству того времени.

Музыка православной церкви отличается кардинально от католической. Ребята, кто знает как выглядит православный храм? Отличительной особенностью православного храма является наличие куполов. Их количество доходит 12. Музыка в православной церкви представлена хоровым песнопением без инструментального сопровождения.

3. Этап слушания музыки.

Ребята, вы, конечно же, очень хотите услышать как же звучит орган. Давайте с вами вспомним, с чего начинается музыка? (ответы ребят). Музыка, конечно, начинается с тишины. Молодцы ребята. А сейчас мы с вами окунёмся в музыку эпохи, в которой жил И.С.Бах. Послушаем одно из произведений этого гениального композитора «Токката и фуга ре минор». У вас сейчас будет возможность убедиться в силе воздействия звучания этого инструмента на человека. А вам будет задание, ребята, слушая музыку, постараться представить музыкальные образы, нарисовать в своём воображении образы и чувства, которые у вас вызывает эта музыка. Итак, приготовимся к слушанию, можно закрыть глаза, чтобы вас ничего не отвлекало. А после прослушивания мы с вами поделимся впечатлениями от услышанного, вы представите свои музыкальные образы, а я расскажу, что я представила я, когда слушаю эту музыку.

Звучит «Токката и фуга ре минор» И.С.Баха.

После прослушивания учащиеся рассказывают о своих музыкальных образах, затем рассказывает учитель.

Ребята, а я представляю под эту музыку героя одной легенды. Я вам её расскажу. В далёкие времена, когда люди ещё не умели летать, но многие мечтали об этом как о волшебном чуде, жил один мальчик по имени Икар. Мечтой всей его жизни была цель – научиться летать. Он часто придумывал какие то приспособления, которые помогали ему в этом. Взбирался на возвышенности и пытался лететь. Но все попытки его заканчивались ссадинами, синяками и переломами. Но мальчик не отступал от своей цели. Его отец, Дедал, очень любил своего сына и хотел помочь ему осуществить его мечту. Он смастерил крылья из воска и сказал, что он может лететь. Только перед полётом дал такой наказ: «Сынок, не поднимайся высоко к солнцу, потому что оно растопит воск твоих крыльев, и ты погибнешь». Икар взлетел ввысь. Наконец его мечта осуществилась, он поднимался всё выше и выше и забыл про наказ отца. Солнце растопило воск его крыльев, он упал и разбился о скалы. Когда я слушала музыку Баха, я представляла полёт Икара, окрылённого своей мечтой. Силу, мощь его крыльев и силу воли этого человека.

3.Этап закрепления изученного материала.

Ребята, мы возвращаемся в своё время. Вы сегодня импровизировали представление музыкальных образов, а сейчас  вам  предлагается импровизация на музыкальных инструментах группы ударных. Как вы здесь проявите своё мастерство? (Далее следует музыкальная импровизация на музыкальных инструментах группы ударных в ансамбле с учителем. Исполняется белорусская народная песня-танец «Лявониха», учитель играет на фортепиано)

Молодцы, ребята, вы очень старались.

4.Физкультминутка

Выполнение танцевальных движений под музыку «Не детское время» (учитель исполняет движения, а дети их повторяют). Учитель оценивает исполнение учащихся.

5.Эпап разучивания песни

Ребята, мы сегодня с вами продолжаем готовиться к новогоднему празднику и нам предстоит разучить последнюю песню для утренника «Зима – не сон». Прослушайте её в моём исполнении и скажите, какие сложности ожидают вас при её разучивании? Далее после исполнения учителем ведётся работа над разучиванием текста, фраз и т.д.

6.Рефлексия и выводы урока

Ребята, мы сегодня с вами на уроке путешествовали во времени. Какими красками мы можем раскрасить наше путешествие? Сейчас вы выберете цветовую гамму окраски нашего урока и разместите её на доске.

После этого учитель п
 

Министерство

образования республики БеларусьaduДетский

правовой сайтАкадемия

последипломного образованияГомельский городской

исполнительный комитетГомельский

областной институт развития образования