Печать
Автор: Administrator   
В  нашей школе работа по защите прав и законных интересов, профилактике и устранению социально опасного положения несовершеннолетних строится на взаимодействии всех заинтересованных служб по своевременному выявлению неблагополучных семей.

Мы считаем, что одна из основных причин признания ребенка нуждающимся в государственной защите – это несвоевременная и неэффективная система межведомственного взаимодействия и обмена информацией между всеми заинтересованными службами о детях, проживающих в неблагоприятных  условиях. Во многих случаях трудности семьи связаны с временными личностными, социально-психологическими, материальными кризисами, которые могут быть выявлены на ранних стадиях. Следовательно, систематическая работа всех заинтересованных служб по профилактике социального сиротства и психолого-педагогическая помощь кризисным семьям просто необходима.

Сдерживание распространения социального сиротства посредством координации действий всех заинтересованных организаций и усиления профилактической работы с неблагополучными семьями с целью сохранения семьи для ребенка – главная задача нашей работы.

Выявление детей, находящихся в социально опасном положении, их признание таковыми осуществляется по результатам изучения положения несовершеннолетнего в семье.  По результатам изучения, комиссией оформляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Акт обследования социальным педагогом, классным руководителем, педагогом-психологом выносится на заседание Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, куда приглашаются родители, и открытым голосованием принимается соответствующее  решение. Данное решение утверждается приказом по школе. Информируется отдел образования, спорта и туризма администрации Железнодорожного района. Туда же передается первичный акт, выписка из протокола заседания Совета по профилактике  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, приказ о закреплении ответственных за работу с семьей несовершеннолетнего.

Сопровождение детей, находящихся в социально опасном положении, начинается с разработки плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, в который включаются те виды неблагополучия, которые были прописаны в первичном акте, именно по каждому ребенку и его семье. Согласовываем этот план с участковым инспектором ИДН,  учреждением здравоохранения,  при необходимости с другими заинтересованными службами, утверждается директором школы.

Затем родители приглашаются в учреждение образования для беседы, ознакомления с планом защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. С целью получения полной информации о семье, где ребенок находится в социально опасном положении, издается приказ по школе и командой специалистов проводится социальное расследование положения несовершеннолетнего в семье. Его результаты заслушиваются на заседании Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений и при необходимости вносятся корректировки в процесс сопровождения, т.е. дополнения к плану помощи.

Для оптимизации процесса сопровождения семей мы составляем график посещения. В число ответственных включаем администрацию школы,  ИДН,  врача-педиатра, специалистов СППС, и конечно, классного руководителя. При постановке на учет несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, на каждого оформляется  учетно-профилактическое дело, где хранятся документы, собранные за весь период сопровождения семьи. Первым документом в учетно-профилактическом деле является план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, затем все акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, промежуточные отчеты и анализ  выполнения плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Промежуточные отчеты заслушиваются на заседаниях Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не реже одного раза в квартал. Выписки из протоколов заседаний Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, копия свидетельства о рождении ребенка, психолого-педагогическая характеристика на него также хранятся в учетно-профилактическом деле.

Анализ результатов плана защиты прав и законных интересов в присутствии законных представителей ребенка  заслушивается на совете по профилактике безнадзорности и правонарушений по истечении шести месяцев. Нельзя забывать, что решение о снятии ребенка с учета как находящегося в социально опасном положении принимается всеми ответственными лицами в соответствии с планом помощи.

Характерны следующие варианты решения семейных проблем в конце этих шести месяцев:

1.      Если устранены причины и условия, повлекшие  признания ребенка находящимся в социально опасном положении, то мы снимаем несовершеннолетнего с соответствующего учета;

2.      Если не все причины социально опасного положения устранены и нет положительной динамики, то мы продлеваем план помощи и срок нахождения несовершеннолетнего на соответствующем учете;

3.      Резкое ухудшение положения в семье – ходатайствуем перед  КДН  о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите.

Во всех трех вариантах продолжается сопровождение семьи:

1)      В случае снятия ребенка с учета семья посещается первый месяц 1 раз в неделю, далее – до года 1 раз в месяц в соответствии с графиком;

2)      В случае продления плана помощи семье оказывается социальная, педагогическая, психологическая, правовая поддержка. В рамках реабилитации семьи часто решаются такие проблемы, как трудоустройство родителей, организация лечения от алкогольной зависимости, налаживание внутрисемейных связей, восстановление родственных отношений, создание благоприятной психологической атмосферы, коррекция ценностных приоритетов и многое другое.

Главное – восстановить воспитательный потенциал семьи, поскольку ни одно, даже самое прекрасное, государственное учреждение никогда не сможет заменить ребенку семью.

3)      В случае необходимости государственной защиты школа тесно сотрудничает с социально-педагогическим центром и отслеживает положение в семье, оставшейся без ребенка.

В настоящее время нет более важной обязанности, чем обеспечить реализацию прав детей, их благополучие, сделать их жизнь свободной от страха, одиночества, нужды, дать возможность расти в своей или замещающей семье, что в дальнейшем позволит им успешно самореализоваться в жизни.

Чтобы дети росли нормально, они должны чувствовать наши заботливые руки. Многое может быть в их жизни скромным: еда, одежда, жилище. Но им нельзя испытывать недостатка в чувстве защищенности.